



Интервью с руководителем ООО НПО «Триумф».
ДЛЯ ПРОРЫВА СЕМЕНОВОДСТВА РЕГИОНАМ НУЖНЫ СЕЛЕКЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ И СПЕЦИАЛИСТЫ-БИОЛОГИ
ООО НПО «Триумф» занимает ведущие позиции в семеноводстве кондитерского подсолнечника. Член Национального союза селекционеров и семеноводов и Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника. О делах и проблемах, которые волнуют семеноводов, рассказал руководитель предприятия Александр Иванович Назаров.
– Александр Иванович, чем запомнился прошлый год?
– Мы занимаемся семеноводством подсолнечника уже около 20 лет. Вывели три сорта и 4 гибрида. Наш «Добрыня» занимает около 30 процентов площадей кондитерского подсолнечника в ЮФО. Прошедший год был очень непростым для подсолнечника. Но это жизнь, сельскохозяйственное производство постоянно развивается. Мы обратили внимание на узкие места, скорректировали технологию. В 2018 году получили патент на гибрид подсолнечника «Иван Иваныч» с высоким потенциалом урожайности и генетической устойчивостью к болезням. Мы не стоим на месте, поэтому к нам обращаются клиенты из Краснодара, Ставрополя, Воронежа, Саратова, Самары, Белгорода…
– В чём Вы видите перспективы развития семеноводства на Дону?
– Семеноводство Дона неотделимо от семеноводства России. Вопросы нужно решать комплексно. Нам нужен внятный закон о семеноводстве и поправки в закон о карантине растений, которые дадут нашим семеноводам те же права, какие предоставлены в России зарубежным компаниям. Пока что импортные семена получают «зелёную улицу», а продвижение отечественных тормозится надуманными проверками и требованиями.
Нужна программа, благодаря которой появятся эффективные селекционные центры (ССЦ) по различным сельхозкультурам, позволяющие оперативно реагировать на требования производства.
Необходимо определиться с тем, кто может являться ССЦ. Для современного российского законодательства это в первую очередь «земля и техническая база», хотя многие наши селекционные компании не попадают даже под статус «сельхозпредприятие».
По уровню материально-технического оснащения иностранные селекционные компании часто опережают российские. Многие компании за рубежом начинали свою деятельность ещё в начале ХХ века, за это время ими наработана хорошая материальная база. Нам остро необходимо современное оборудование, которое позволяет получать результаты быстро и с высокой степенью достоверности.
– Например?
– Например, лично нам сейчас нужен ЯМР-анализатор масличности семян. Он позволяет выделить наиболее ценные селекционные образцы, ускоряет работу и стоит два миллиона рублей. Обустройство климатических камер позволило бы получать не одно, а два-три поколения селекционного материала за год. Это не новые разработки, часть из них успешно использовалась ещё в советских НИИ. Кроме того, нам элементарно необходима современная перерабатывающая и селекционная техника. Мы можем развиваться самостоятельно, но это медленный процесс. Нужны дотирование, льготные долгосрочные кредиты для покупки этого оборудования. Обидно отставать.
Нужно готовить специалистов по селекции и семеноводству в первую очередь на местах, а не только в столице. Необходимы специалисты в области геномной селекции.
– Какая поддержка от законодателей требуется для реализации задуманного?
– Есть много моментов, когда нужны понимание и поддержка. Например, в Краснодарской думе принят закон о семеноводческих зонах: если семхоз известил о намерении разместить семенной участок, то законодательно никто не имеет права сеять рядом ту же культуру. Нам же пока приходится ходить и просить об этом соседей в качестве одолжения. Из-за таких деталей мы отстаём по времени от других государств. Подобные моменты должны быть проработаны Минсельхозпромом России, а также на законодательном уровне. Мы надеемся на поддержку.